Человек, встающий на скользкую тропу поиска кладов с металлоискателем, обязательно сталкивается с проблемой «где искать?». Теоретически, следы присутствия человека есть везде, монеты разбросаны по всем полям и дорогам, но всегда хочется найти место их максимальной концентрации, а еще лучше – золотых в сундуке. Увы, реальность жестока и сильно расходится с теорией. Начинающему любителю металлопоиска перед выездом нужно хорошо подготовиться, заранее наметить перспективные и законные места для поиска монет и других сокровищ.
- Где копать, не нарушая закон
- Старинные карты
- Основные карты, на которые можно ориентироваться:
- План генерального межевания (ПГМ), созданный во время правления Екатерины II.
- Топографический атлас Российской империи А.И. Менде (1840-1860-е)
- Военно-топографическая трехверстная карта Ф.Ф. Шуберта
- Карты РККА и Генштаба (1925-1941)
- Как вычислить перспективное место без карт
- Смена мест копа за сезон
- Выводы
Где копать, не нарушая закон
В 2013 году был принят федеральный закон № 245-ФЗ, внесший большие коррективы в жизнь любителей приборного поиска. Закон четко обозначил понятия «культурного слоя» и «культурных ценностей», а также ограничил места, где можно искать с металлоискателем. Чтобы неприятностей с законом не возникало (а нарушения караются полумиллионными штрафами и лишением свободы), с местом лучше определиться заранее.
Главное, категорически запрещено искать и копать на памятниках истории и культуры народов Российской Федерации.
Список этих памятников приведен в Государственном реестре объектов культурного наследия. Штраф за их повреждение или нарушение достигает трех миллионов рублей, а также лишением свободы на срок до трех лет (ст. 243 УК РФ).
Противозаконно нарушать культурный слой, т.е. «слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы». Места с жилыми деревнями, на которых присутствие человека проглядывается невооруженным глазом, к культурному слою не относятся. Подробнее можно почитать в статье 243.2 «Незаконный поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания» и часть 3 ФЗ № 245 от 23.07.2013.
На частной собственности можно копать только с разрешения владельца. Поэтому смело договаривайтесь с соседкой бабой Нюрой и вперед – обыскивать огород. Часто именно такой поиск по своему и соседскому участку приносит интересные, неожиданные находки, ведь деревни перемещались довольно редко, а значит земля хранит старинные вещи. По закону, всё найденное принадлежит владельцу земли и нашедшему лицу в равных долях, если не было оговорено иное.
На государственных землях правила поиска несколько отличаются. Сам поиск не запрещен, если не нарушает культурный слой, но найденные ценности принадлежат государству. Есть возможность получить их в собственность. Для этого сразу после обнаружения предмет относится в отделение полиции, пишется заявление о розыске владельца. Если полицейским не удастся его обнаружить за шесть месяцев, то вещь переходит в собственность нашедшего.
Приобретение и владение металлоискателем абсолютно законно, никакой регистрации или разрешений на использование не требуется.
Старинные карты
Проверенный способ подобрать поле для хорошего результативного копа – обратиться к старинным картам. Метод прост: находишь на карте деревню, сверяешься с современной картой, если такого населенного пункта нет – выезжаешь на это поле копать. Данная схема прекрасно себя зарекомендовала и давала поражающий результат… лет десять назад. Сейчас почти каждое поле уже перекопано конкурентами по хобби. Тем не менее оказываться от нее не стоит.
Даже если поляна напоминает лунный пейзаж, не стоит отчаиваться. Из земли вынести абсолютно всё невозможно, всегда что-то пропускается. Спорная цель, оставленная одним, выкапывается другим поисковиком и оказывается интереснейшей находкой. Тип металлоискателя, частота катушки, время поиска, направление прохода, даже влажность грунта – всё это влияет на результат. Чтобы поиск по «выбитым» полянам со старинных карт был результативен, можно придерживаться нескольких простых правил:
- Далеко – не значит хорошо. Часто начинающие поисковики думают, что чем дальше в лес по непроходимым дорогам, тем меньше конкурентов. Увы, так думают все. Поэтому наткнуться на перекопанное поле глубоко в лесу вероятнее, чем вблизи дороги.
- Выбирайте сразу несколько мест. Плотность населенных пунктов на старинных картах выше, чем на современных. Подбирайте сразу несколько близко расположенных объектов. Если на одном поле не повезет, то можно быстро переехать на другое, не тратя впустую поисковый день.
- Смотрите на количество домов и расположение улиц. Да, старинные карты составлены на удивление точно. Присмотритесь внимательнее к существующим деревням, сравните расположение улиц на картах разных времен. Если какая-то улица отсутствует на современной карте – смело идите на это место, вероятнее всего там еще никто не копал.
- Особое внимание постоялым дворам, кабакам, местам ярмарок. Там количество людей с деньгами, которые часто терялись, всегда было выше, чем в обычной деревне. Выбить полностью такое место нереально – находки будут обязательно.
Основные карты, на которые можно ориентироваться:
План генерального межевания (ПГМ), созданный во время правления Екатерины II.
Для кладоискателей – самый ранний из полезных картографических источников. Конечно же, первые попытки составить карту Государства Московского и Российской империи были и раньше (1606, 1720-е), но они крупномасштабны и, соответственно, не столь подробны. На ПГМ уже отмечены деревни, погосты, основные дороги, постоялые дворы и другие объекты, интересные для кладоискателя.
Топографический атлас Российской империи А.И. Менде (1840-1860-е)
Подробный, очень точный труд, охватывающий основные губернии Европейской части России. Основное достоинство – масштаб в одном дюйме три версты. Карта очень подробная, по ней легко определяется расположение населенных пунктов.
Военно-топографическая трехверстная карта Ф.Ф. Шуберта
Классический источник для любителей приборного поиска из Европейской части России. При подробном масштабе большое внимание уделялось расположению дорог. Удивительно, но многие из лесных путей, не отмеченных на современных киллометровках, есть на карте Шуберта, которая легко привязывается к местности при помощи GPS.
Карты РККА и Генштаба (1925-1941)
В зависимости от региона масштаб менялся от 0,5 до 5 км в см. Особо ценны тем, что позволяют вычислить деревни, исчезнувшие в годы войны, т.е. относительно недавно. После Великой Отечественной войны составление подробных карт Генштаба продолжилось, но из-за относительной современности данный источник не считается особо ценным.
Также стоит упомянуть о «Двухверстной топографической карте Московской губернии» и «Новой специальной карте Европейской России» под редакцией И.А. Стрельбицкого (в одном дюйме девять верст) и одно- и двухверстных планах межевания Менде, которые были составлены для восьми основных губерний. Эти карты также являются ценным историческим источником и помогают кладоискателям в выборе места для копа.
Как вычислить перспективное место без карт
Бывалые кладоискатели часто ориентируются непосредственно в полях, без карт определяя места поселений. Никакой магии в этом нет, только опыт, знание истории и наблюдательность. Несколько простых секретов помогут овладеть этим «тайным знанием».
- Ищите воду. Наши предки всегда селились вблизи воды, ведь без нее жизнь невозможна. Озера, реки, ручейки, болотца – по их берегам наверняка была хоть одна деревня. Если по съемке со спутника удалось найти пересохшее русло или старицы – точно туда.
- Осматривайте ландшафт. Селиться в болоте или на заливном лугу никто не будет. Люди выбирали сухие места на возвышенностях. Весной, когда трава еще не выросла, просматриваются квадраты фундаментов, значит на этом месте точно были дома.
- Растения – индикаторы присутствия человека. Старый яблоневый сад, одичавшие кусты смородины, липовые и березовые аллеи – всё это указывает на бывшие поселения. Пусть исчезли они относительно недавно (срок жизни яблони примерно 50 лет), но кто знает, сколько до этого стояла деревня? Кстати, крапива растет только там, где жил человек.
- Животные – помощники кладоискателя. Присматривайтесь внимательнее к тому, что выкапывают из земли кроты и кабаны. Часто в их ямах встречается керамика, фарфор, битый кирпич, а иногда и монетки.
- Дороги не ведут в никуда. Каждая лесная дорога соединяла несколько населенных пунктов: хуторов, сёл, сторожек, однодворок. А значить проехать по лесной дороге и разведать места стоит однозначно. Даже если она приведет к современной туристической стоянке, можно покопать «ходячку», заодно почистив место от пробок.
- Внимательно осматривайте пашни. По наличию керамики, битой посуды и кирпичу можно точнее вычислить, где была деревня. Черная земля также указывает на домовые пятна.
- Общайтесь с местными жителями. Старожилы могут рассказать о бывших деревнях и усадьбах, поведать легенды о барских и кулацких кладах, припомнить кто и где находил «старые большие монеты». Скорее всего, это местные байки, но как знать?
Смена мест копа за сезон
Поисковый сезон начинается с оттаивания земли весной и заканчивается с первыми морозами, когда мерзлую почву уже невозможно копать. К сожалению, высокая трава является непреодолимым препятствием для металлоискателя и очень сильно ограничивает выбор площадок для поиска. Чтобы сезон прошел максимально эффективно, наметить перспективные поля стоит заранее, распределив их по условиям поиска.
Ранняя весна – самое благоприятное время для поиска с металлоискателем. Трава еще не выросла, фундаменты и домовые пятна просматриваются прекрасно. Это время (апрель – начало мая) лучше оставить для самых интересных и перспективных полей, которые не пашут. Потом добраться до них можно будет только осенью или в следующем году.
По мере роста травы кладоискатели перемещаются на пашни. Важно помнить, что активный коп повреждает посевы, успеть нужно между распашкой и посевной. Обязательно уточняйте, засеяно поле или нет, чтобы разгневанные крестьяне не подняли на вилы.
Потом можно переместиться в лес, где трава относительно невысокая. Коп в лесу имеет особенности: ограниченность территории, корни, сложность в определении точного места поиска. Тем не менее именно в лесах чаще всего «прячутся» бывшие постоялые дворы и кабаки.
С началом покосов любители приборного поиска возвращаются на поля. Опять же, уважайте крестьянский труд: не топчите невысохшее сено и закапывайте за собой ямки.
Заканчивается поисковый сезон на убранных и вновь перепаханных полях. Даже если вы ходили по этому полю весной, не поленитесь обыскать его осенью: тракторный плуг может поднять на поверхность много интересного. 1
Выводы
С каждым годом количество «ничейных» мест, по которым не ступала нога кладоискателя сокращается. Отчаиваться не стоит, потому что полностью выбитых полей не бывает, земляной дедушка обязательно прибережет для каждого приятную находочку. Ориентируясь на старые карты, рассказы жителей, особенности каждого места можно подобрать перспективные поля. Помните, самые ценные находки всегда неожиданные, чем больше ходить и искать, тем вероятнее найти свой заветный клад.
P.S. Бонусная история для поддержания надежды.
Есть в Подмосковье одно поле с удивительной историей. Искать на нем начали еще в конце девяностых-начале нулевых, когда металлоискатели только-только появлялись. Причем точно было известно, что на этом месте есть клад: при строительстве воинской части солдаты лопатами раскидали несколько тысяч монет Ивана Грозного, так и не поняв, что это. В 2003 по этому полю прошелся слет кладоискателей: табун поисковиков человек в пятьдесят. Клад не нашли. В 2007 – повторный слет, причем более многочисленный, поскольку организаторы объявили, что на площадке слета есть клад. При поиске жетонов находили монеты африканских стран, специально закопанные перед первым слетом и за 4 года никем не найденные. Из пяти золотых монет (конкурс) – нашли три. Клад, в итоге, тоже нашли, но совсем не там, где предполагалось. Отборное выражение эмоций одного из ветеранов приборного поиска пронеслось над полем. Из тирады с трудом удалось выделить только одну цензурную фразу «мы здесь всегда машину парковали!». Через неделю нашедшие основную часть клада вернулись с товарищем на это место: у счастливчиков еще две сотни чешуек, у товарища – серебряная шкатулочка. Да, на поле, которое «топтали» десятилетиями сотни кладоискателей. Поговаривают, что там до сих пор находят чешую вперемежку с монетами Занзибара.